Павел Борисович Луспекаев – актёр театра и кино, чьё имя прогремело на всю страну после выхода в свет фильма режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».
Родился будущий актёр в Северо-Кавказском крае в селе Большие Салы. Отец его Богдасар Гукасович Луспекян происходил из нахичеванских армян, а мать была донской казачкой. Мальчик рос гиперактивным, хулиганистым и драчливым.
Повзрослев, актёр вспоминал свое детство и искренне удивлялся, как ему вообще удалось выжить и вырасти, не получив серьезных увечий в детстве. Не удивительно, что в возрасте шестнадцати лет Павел отправляется добровольцем на фронт. Он самоотверженно воюет в составе разведгруппы, но в одном из боёв получает серьезное ранение.
Павел пришёл в себя только на операционном столе. Положение было серьезным. Врачи приняли решение ампутировать раненую руку. Павел сопротивлялся всеми силами и все таки уговорил хирурга сделать всё для того, чтобы сохранить конечность. И это удалось!
В 1944 году Павла мобилизовали и он уехал жить в Ворошиловград (современный Луганск). Там он поступил на службу в театр, несмотря на то, что актёрского образования у Луспекаева не было. Как только кончилась война, молодой человек отправился поступать в Щепкинское училище и был принят на курс Константина Зубова.
Успешно завершив учебу, Павел уехал в Тбилиси и поступил на службу в местный драмтеатр. Затем по приглашению Леонида Варпаховского переехал в Киев и стал играть в театре русской драмы имени Леси Украинки. А через два года актёр переехал в северную столицу и поступил на службу в БДТ, где сыграл немало своих лучших ролей под руководством Георгия Товстоногова.
С 1954 года Луспекаев начал сниматься в кино, дебютировав в картине «Они спустились с гор» Николая Санишвили. С этих пор Павлу Борисовичу стали поступать предложения от кинематографистов и им было сыграно ещё несколько успешных ролей.
В 1962 году у актёра обострились проблемы со здоровьем. Сказались последствия сложных военных лет. После серьезного обморожения ног у Павла Борисовича было нарушено кровообращение. Со временем началось онемение и отмирание тканей.
Несколько фаланг пальцев пришлось ампутировать, в 1965 году актёра признают инвалидом. Состояние продолжало ухудшаться и в 1966 году врачи стали настаивать на ампутации обеих ног вплоть до коленных суставов. Для красивого, могучего и талантливого актёра это означало прощание с профессией. Павел медлил, положение его ухудшалось.
На такой отчаянный шаг он никак не мог решиться. Но скоро стало понятно, что промедление равносильно смерти и Павел соглашается на ампутацию всех пальцев стоп. Врачи прооперировали актера, но последствия этого вмешательства мучительными фантомными болями стали изводить актера.
Сильнодействующие обезболивающие Павел Борисович принимал в таком количестве, что сформировалась стойкая зависимость от препаратов. Доза дошла до 16 ампул в день. Положение стало критическим и Луспекаев принял твердое решение изменить ход событий. От лекарства пришлось отказаться. Изнуряющая ломка доводила Павла до бессознательного состояния.
Слухи о страдающем актере дошли до министра культуры Екатерины Фурцевой. Она распорядилась доставить необходимые препараты из Европы. Одновременно во Франции были заказаны специальные протезы для актера. Жизнь стала налаживаться. Актер воспрянул духом.
Роль Павла Верещагина в картине «Белое солнце пустыни» принесла актёру всесоюзную известность. Лишь самому актеру и съемочной группе было известно, как тяжко далась актёру его звездная роль. Весь фильм Павел снимался в сапогах. В его обувь были установлены специальные вставки, позволяющие ему ходить без дополнительной опоры. А после каждых 15 минут актёрской игры, Луспекаеву надо было присесть, поэтому его жена Инна ходила за ним по пятам со складным стульчиком.
Здоровье организма в цело было давно подорвано. А плачевные следствия травм, операций и ранений только прогрессировали. Умер актёр 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты. Павлу Луспекаеву было всего 42 года. Его тело доставили в Ленинград. Павел Борисович упокоился на Северном кладбище. На памятнике, установленном ленинградскими таможенниками, надпись гласит «С поклоном от таможенников Северо Запада».