23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Всеволод Мейерхольд. Быть в авангарде

Первый авангардный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился в Пензе в  1874 году в семье немцев лютеран. А настоящее его имя – Карл Казимир Теодор.

Всеволод Мейерхольд

Мама часто устраивала домашние спектакли, а роли раздавала своим детям и племянникам. Так Карл Казимир Теодор сыграл своих первых театральных персонажей.  

Окончив в Пензе гимназию, юноша поступает на юридический факультет Московского  университета и берет себе новое имя (Всеволод Мейерхольд) и принимает православие.  Вместе с этим меняет прусское подданство на русский паспорт и венчается со своей  подругой Ольгой Мунт. 

Через год Всеволод переводится на второй курс Театрально-музыкального училища  Московского филармонического общества и попадает в класс Владимира Немировича Данченко. Мейерхольд был отличным и прилежным учеником, он искренне полюбил все,  что связано с театром. Он отлично писал, с удовольствием изучал историю театра и  литературу, мечтал стать режиссером. 

В 1898 году Всеволод выпустился из училища и вместе со своими сокурсниками Иваном  Москвиным и Ольгой Книппер был принят в труппу вновь образованного Художественно общедоступного театра. Здесь он сыграл около 20-ти ролей за первые четыре года  службы: Треплев из «Чайки», Иоанн из «Смерти Иоанна Грозного», Тузенбах из «Трех  сестер», Шуйского из «Царя Федора Иоанновича».  

Желая реализовать свою собственную творческую программу, в 1902 году Мейерхольд покидает Художественный театр и переезжает в Херсон. Здесь он организует собственную  театральную труппу «Товарищество новой драмы». В дуэте с актером Александром  Кошеверовым Мейерхольд ставит репертуар первых сезонов Художественного театра. За  несколько лет режиссером Мейерхольдом было поставлено более 200 спектаклей, среди  них пьесы Чехова, Горького, Толстого, Герхарта. 

В 1905 году Мейерхольд пишет режиссеру Станиславскому письмо о том, что мечтает  стать признанным режиссером и отдать все силы новому театру, основанному  Константином Сергеевичем. Станиславский принял прошение и поручил Мейерхольду  подготовить несколько постановок. Но, по независящим от руководства обстоятельствам,  театр был скоро закрыт, а новые постановки так и не выпущены. 

Мейерхольд вернулся в Херсон, а уже через год Вера Комиссаржевская пригласила его в  свой Петербургский драмтеатр главным режиссером. Прима мечтала о театральных  реформах, поэтому постановку спектаклей поручила именно Мейерхольду. Всеволод  Эмильевич ставил модернистские спектакли, созывал субботние встречи с интересными  писателями и художниками, создавал принципиально новые декорации. 

Современники  говорили, что во время спектакля зритель был настолько вовлечен в процесс, что  настоящие страсти со сцены уходили прямо в зал. Постановки и освистывали, и осыпали  цветами. Цензоры брызгали слюной, но в театре был постоянный аншлаг. 

С 1907 года Мейерхольда назначили главным режиссером Императорских театров – Александринского и Мариинского. Здесь режиссер проработал до революции, экспериментируя с новыми техниками и декорациями.

Всеволод Мейерхольд

В 1917 году Всеволод становится ярым коммунистом. Вместе с Маяковским, Рюриком  Ивневым, Натаном Альтманом и Александром Блоком он врывается в Смольный, чтобы  предложить новым властям сотрудничество.  

Через год Мейерхольд принимает руководство Курсами мастерства сценических  постановок и преподает сценоведение и режиссуру, внедряя в учебный процесс свою  новую методику ускоренной актерской подготовки. 

Первую советскую комедию «Мистерия-буфф» Мейерхольд поставил по произведению  Маяковского. Оформлением спектакля занялся Казимир Малевич. 

На гастролях в Крыму Мейерхольда арестовала контрразведка. Следующие полгода он  провел в новороссийской тюрьме, ожидая расстрела. Чудесным образом ему удалось  избежать казни и выехать в Москву.  

Анатолий Луначарский поставил Мейерхольда на должность заведующего Театральным  отделом Наркомпроса. Здесь режиссер предлагает запустить дерзкие театральные  реформы, а все спектакли политизировать. Луначарский освобождает от должности  реформатора, а совсем скоро Мейерхольд создает собственный «Театр РСФСР-1».  Режиссер ставит более двадцати революционных спектаклей и героических драм.  

В это же время в его театре появляется молодая актриса Зинаида Райх, в прошлом -  супруга Есенина. Мейерхольд влюбляется, уходит из семьи к Райх, одновременно  усыновляя ее детей от первого брака. 

На гастролях в Берлине, молодожены знакомятся с Михаилом Чеховым, который  уговаривает режиссера остаться за границей, предрекая ему тяжелый конец в случае  возвращения в Союз. Но Мейерхольд отвечает отказом и объясняет свое намерение  вернуться обыкновенной честностью перед своей страной. 

Супруги возвращаются в Москву. Мейерхольд ставит «Даму с камелиями» со своей  супругой в главной роли. Сам Сталин раскритиковал эту постановку, после чего Зинаида  Райх отправляет Иосифу Виссарионовичу лично письмо о его дурном вкусе. Театр  Мейерхольда закрывают. 

В 1939 году Мейерхольда арестовывают, а Зинаиду Райх убивают. Опальный режиссер  несколько месяцев томится в Лубянской тюрьме, подвергаясь регулярным пыткам и  допросам. В 1940 году Мейерхольда расстреляли после обвинения в  контрреволюционной деятельности. 

Всеволод Мейерхольд

Всеволод Эмильевич был реабилитирован в 1955 году. Его внучка Мария Валентей  поставила на могиле Зинаиды Райх общий памятник супругам. Поиски могилы  Мейерхольда родственники продолжали и скоро выяснили, что его прах захоронен в  Общей могиле № 1 на кладбище столичного крематория.