Важнейшим этническим элементом традиционной русской культуры, безусловно, является русская народная игрушка. Народная игрушка – это соединение прикладного и изобразительного искусства, а также важнейший элемент культурного воспитания.
Первые познания об окружающем мире дети формируют через элементарные игры. И, как правило, простые и понятные игрушки становятся первыми неодушевленными знакомыми каждого ребенка. Рукотворные и симпатичные народные игрушки всегда были популярны на Руси.
Разные стили русских игрушек обусловлены географическим происхождением. Они отличаются материалами и оформлением, но они всегда одинаково загадочны и символичны. Например, игрушка в виде солнца или качелей всегда означала благополучие. Петух или яйцо – это символ неба. Олень – счастливый брак, а медведь – богатство и сила.
Самыми популярными материалами для игрушек всегда были глина и дерево. Глиняные игрушки – это Дымковская, Абашевская, Каргопольская, Плешковская, Филимоновская.
Деревянные игрушки – это Богородская игрушка. Но и в остальных, особенно северных регионах, игрушки из дерева были самыми распространенными.
Стиль Абашевской игрушки сформировался в 19 веке в одноименном селе. Богатые месторождения глины стали местами производства посуды, а также детских игрушек. Игрушку из Абашева довольно легко узнать – фигурки животных обладают длинным туловищем и шеей, короткими ножками/лапками. Человеческие фигурки – это всегда вычурные барышни или лихие всадники.
Знакомая нам роспись использовалась на протяжении истории Абашевской игрушки и сегодня имеет практически тот же самый узор, что и 200 лет назад. Благодаря известному мастеру глиняных поделок Тимофею Зоткину, наши соотечественники узнали русскую свистульку.
Дымковская игрушка давно известна во всем мире. Недалеко от Кирова в слободе Дымково, как и прежде, трудятся народные умельцы, мастеря самых узнаваемых народных персонажей: пышных барышень, бравых гусаров, диковинных животных.
Как правило, для производства дымковской игрушки используют вятскую красную глину и речной песок. После придания формы из куска глины, игрушка сушится несколько дней, затем обжигается в печи, отбеливается и раскрашивается. Характерными красками для дымковской игрушки стали голубой, оранжевый, зеленый, синий и красный цвета. Примечательно, что каждый цвет в игрушке символичен. Белый – чистота, красный – здоровье, синий – небо.
Каргопольская игрушка родилась в Архангельской губернии, бывшей центром старообрядчества, чем и можно объяснить отличительные особенности местной игрушки. Выглядят фигурки строго и даже иногда сурово: большеголовые приземистые человечки с короткими руками и ногами, звери с несоразмерно большими лапами, двухголовые птицы, очеловеченные животные. И, по обыкновению, символичны традиционные цвета игрушки – зеленый, желтый, синий, красный, а также символика фигурок: медведь – лесной владыка, баран – символ солнца.
Филимоновская игрушка родом из Тульской губернии, богатой залежами белой глины. Название произошло от первого мастера – основателя этого вида игрушки Филимона. Узнаваемые фигурки филимоновской игрушки – это крестьяне, бараны, лисы, коровы и вымышленные животные.
Яркие игрушки полюбились далеко за пределами Тульской губернии, производство множилось, а вскоре и вся деревня жила за счет производства игрушек. Игрушку можно определить по удлиненным пропорциям: долгополым одеяниям глиняных барышень, тонким шеям животных, особенным формам ушек и рогов у баранов и коров.
Деревянная Богородская игрушка выполняется в основном из липы. Они редко разукрашиваются. Украшением игрушки является характерная резьба. Игрушки можно узнать по характерным образам и наличию подвижных деталей. Очень популярна, особенно среди иностранных туристов, парная игрушка мужик-медведь, где герои друг напротив друга поочередно отстукивают ритм деревянными молоточками.
А еще музыкская, федосеевская, плешковская, поморская – народные игрушки соединяют многие поколения, сообщают нам важнейшие исторические знания, учат наших детей добру и заботе.