23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Вацлав Нижинский. Человек-птица

После исполнения своей первой роли Вацлав Нижинский стал известен всему Петербургу.  Прошло немного времени, и выдающийся танцор блистал на европейских сценах,  покоряя навечно сердца восторженных зрителей.

Вацлав Нижинский

Вацлав родился в артистической семье. Родители держали собственную балетную труппу,  с которой гастролировали по российским городам. Когда отец ушел из семьи, мать  определила младших детей в Императорское балетное училище.  

Вацлав увлекся танцем не на шутку. Только танец он предпочитал прочим дисциплинам.  Вацлав выделялся особой выносливостью и силой. Он с легкостью прыгал дальше и выше  одноклассников, с поразительной точностью повторял за педагогами все движения.  Вацлав поражал своей уникальной способностью зависать в воздухе, достигая наивысшей  точки в прыжке.  

В 15 лет Вацлав дебютировал на сцене Мариинского театра в балете Фокина «Ацис и  Галатея». Это был новаторский спектакль. Артисты размещались на нескольких уровнях,  некоторые из них лежали. Такой экспериментальный подход к театральной постановке  оказался успешным. Особенно выделялся среди артистов молодой Нижинский. Именно  ему кричали «браво» и вызывали на сцену снова и снова. 

До эпохи Нижинского балет считался женским искусством. Главный балетмейстер  Мариинского театра Мариус Петипа также поддерживал эту традицию. Но сменивший его  Михаил Фокин обновил не только репертуар, но и реформировал балет в целом. В его  постановках стали появляться яркие мужские роли. А Нижинский стал первым премьером  русского балета начала 19го века. 

Сергей Дягилев мечтал переманить Нижинского в свою европейскую антрепризу. О  Нижинском ходили легенды. Закулисные интриги стали беспрестанными. В постановке  «Жизели» Александр Бенуа создал для роли Нижинского редкой откровенности костюм:  совершенно облегающий, откровенно провоцирующий и вызывающий. Автор костюма  хотел максимальной приблизиться в своей задумке к духу средневековья. Но остался не  понятым, а главный фигурант Вацлав Нижинский был уволен из театра по приказу  императрицы Марии Федоровны. 

Но этому чрезвычайно обрадовался Дягилев. И уже в 1911 году Нижинский танцует в  балете «Призрак оперы» в Париже. Спустя год, Вацлав ставит собственный спектакль  «Послеполуденный отдых фавна». Но постановка вызвала не просто споры, а настоящий  скандал. Нетрадиционный подход Нижинского как постановщика не приняла добрая  половина зрителей. 

Вацлав Нижинский

Но были и ярые поклонники. Огюст Роден, поклонник Русского балета  и Нижинского в частности, писал в ответной статье: «…ни в одной роли Нижинский не был  так бесподобен и восхитителен, как в «Послеполуденном отдыхе фавна». Никаких  прыжков, никаких скачков — ничего, кроме мимики и жестов полусонного животного…  Он обладает красотой античных фресок и статуй; он — идеальная модель,  по которой тоскует каждый художник и скульптор». 

Следующий балет Нижинского «Весна священная» был поставлен под авангардную  музыку Игоря Стравинского и иллюстрирован гримом Николая Рериха. Балерины  двигались, вздёрнув плечи и завернув стопы вовнутрь. Ромола Нижинская писала: «Люди  свистели, оскорбляли актеров и композитора, кричали, смеялись… 

Споры зрителей не ограничились словесной перепалкой и в конце концов перешли врукопашную. Богато  разодетая дама, сидевшая в ложе бенуара, встала и дала пощечину молодому человеку,  свистевшему рядом… Принцесса П. покинула ложу со словами: «Мне шестьдесят лет,  но из меня впервые осмелились сделать дуру». 

В этот момент разъяренный Дягилев  крикнул из своей ложи: «Прошу вас, господа, позвольте закончить спектакль»…  Я бросилась за кулисы — там было не лучше, чем в зрительном зале. Танцовщики стояли  чуть не плача, их била нервная дрожь… Единственный спокойный момент наступил, когда  пришло время танца Избранницы. Исполненный такой неописуемой силы и красоты,  он обезоружил даже неукротимую аудиторию. Эту партию, требующую от балерины  неимоверных усилий, превосходно станцевала Мария Пильц». 

Нижинского называли человеком-птицей, человеком-бабочкой. Профессионалы  объясняли его исключительную легкость особым строением ног. У Вацлава действительно  были стальные мышцы ног и удивительная хваткость стоп. Свидетели утверждают, что он  мог пользоваться стопами почти также, как и кистями рук. Например, повиснуть на  турнике, зацепившись пальцами ног. Но чрезвычайно натренированные мышцы  доставляли Вацлаву не мало забот. Ему часто приходилось привлекать массажистов,  чтобы разогнать сковавшую мышцы сталь и устранить судороги. 

Нижинский был убежденный «толстовцем». Согласно учению Льва Толстого, он  стремился к максимальному упрощению быта, к минимализму во всех сферах жизни.  Своей супруге он говорил так: «Я дарю тебе меха, драгоценности и все, что  ты пожелаешь, — мягко сказал Вацлав, — но разве не глупо придавать этому такое  значение? Неужели ты никогда не задумывалась о том, как жестоко убивать этих  животных? И как опасно занятие ловцов жемчуга: ведь у них тоже есть дети, и все же они  ежедневно подвергают себя опасности ради украшения женщин».

Вацлав Нижинский

После Первой мировой войны Нижинские осели в Швейцарии. У Вацлава  диагностировали некоторые психические расстройства. Болезнь прогрессировала, Вацлав  перестал узнавать близких. Депрессия и меланхолия стали постоянными спутниками.  Супруга поддерживала и лечила своего Вацлава. Но недуг был сильнее. 

Вацлав Нижинский скончался 8 апреля 1950 года в Лондоне.